пятница, 9 марта 2018 г.

Вместо воды в реке текла кровь: как в Ушачах хранят память о войне

Многие города и деревни стали известны из-за войны, но немногие пережили ее.




Сегодня трудно поверить в события, происходившие в Ушачах во время Отечественной войны. Об этом хранят память немногочисленные участники тех событий и мемориальный комплекс, открытый в 70-х годах прошлого века.

Корреспондент Sputnik Павел Вур побывал в тех местах, где 75 лет назад была Полоцко-Лепельская партизанская зона — уникальное явление в партизанском движении Беларуси.

Операция "Звездочка"

Достаточно ли для развития и роста ребенка 80 граммов овсяного хлеба в день и щепотки соли? Конечно, нет. Этого достаточно лишь для того, чтобы он не умер с голоду. Но от детей, у которых брали кровь, большего и не требовалось.

Во время войны немцы нередко использовали сирот с оккупированных территорий в качестве доноров для своих солдат, поскольку детская кровь лучше усваивается взрослым организмом. Истощенных и измученных детей буквально обескровливали до смерти.

В конце 43-го одна из разведгрупп бойцов Полоцко-Лепельской партизанской зоны обнаружила множество детей в деревне Бельчицы под Полоцком, где размещался немецкий оккупационный гарнизон. Это были ребята разного возраста из Полоцкого детского дома №1, которых держали здесь как доноров крови.

Командование партизанской бригады имени Чапаева решило освободить их, вывезти на территорию, контролируемую партизанами, а затем переправить на Большую землю. Для этого была разработана операция "Звездочка". Партизаны настолько быстро и хорошо ее провели, что обошлось без перестрелки.

Детей направили вглубь "Партизанской республики", в деревню Словени. Там истощенных ребят откормили и стали готовить к переброске в советский тыл, поскольку гитлеровцы начали усиленную охоту на партизан.

"Перед тем как немцы окончательно взяли партизан в блокадное кольцо, пилоты Александр Мамкин и Дмитрий Кузнецов начали переправлять детей и раненых бойцов на самолетах через линию фронта. Операция растянулась на много дней. Рейс 10 апреля стал для Мамкина последним. При пересечении линии фронта его самолет подбили фашисты. По инструкции пилот должен был поднять машину высоко в небо и выпрыгнуть с парашютом. Но у него на борту было десять детей, двое раненых партизан и одна воспитательница, и поэтому он решил тянуть до конца", — рассказала Sputnik директор Ушачского музея народной славы им. В. Е. Лобанка Наталья Бугаева.

В конце 43-го одна из разведгрупп бойцов Полоцко-Лепельской партизанской зоны обнаружила множество детей в деревне Бельчицы под Полоцком, где размещался немецкий оккупационный гарнизон. Это были ребята разного возраста из Полоцкого детского дома №1, которых держали здесь как доноров крови.

Командование партизанской бригады имени Чапаева решило освободить их, вывезти на территорию, контролируемую партизанами, а затем переправить на Большую землю. Для этого была разработана операция "Звездочка". Партизаны настолько быстро и хорошо ее провели, что обошлось без перестрелки.

Детей направили вглубь "Партизанской республики", в деревню Словени. Там истощенных ребят откормили и стали готовить к переброске в советский тыл, поскольку гитлеровцы начали усиленную охоту на партизан.

"Перед тем как немцы окончательно взяли партизан в блокадное кольцо, пилоты Александр Мамкин и Дмитрий Кузнецов начали переправлять детей и раненых бойцов на самолетах через линию фронта. Операция растянулась на много дней. Рейс 10 апреля стал для Мамкина последним. При пересечении линии фронта его самолет подбили фашисты. По инструкции пилот должен был поднять машину высоко в небо и выпрыгнуть с парашютом. Но у него на борту было десять детей, двое раненых партизан и одна воспитательница, и поэтому он решил тянуть до конца", — рассказала Sputnik директор Ушачского музея народной славы им. В. Е. Лобанка Наталья Бугаева.

К весне 44-го года против партизан направили сразу две карательные экспедиции численностью более 60 тысяч человек, которые взяли Полоцко-Лепельскую зону в кольцо блокады. Кольцо быстро сжималось. К концу апреля 44-го года уцелевшие партизаны и часть мирных жителей оказались отрезанными в Матыринском лесу, недалеко от Ушачей. Командование приняло решение о прорыве, выводе мирного населения и соединении с частями Красной армии. Для атаки выбрали самый укрепленный немецкий участок, нападения на котором противник не ожидал…

"Мемориальный комплекс "Прорыв" сделан так, чтобы посетители шли по тому маршруту, по которому партизаны пробивались сквозь кольцо блокады. Тогда погибло более семи тысяч партизан и мирных жителей, но основную задачу они выполнили — ушли к своим. "Позже очевидцы рассказывали, что в речушке, которая протекала рядом, воды не осталось, была лишь кровь", — рассказала Наталья Бугаева.

Мемориальный комплекс воздвигли в 1974 году на месте легендарного прорыва. Рядом с ним — поле, которое, по сути, является братской могилой для пятисот человек, которых не удалось опознать.

В центре комплекса семиметровый бронзовый партизан, "разбивающий" огромную бетонную стену, которая символизирует собой кольцо блокады. Скульптура бойца выполнена так, чтобы первой привлекать внимание из любой точки, откуда бы на "Прорыв" ни смотрели.

"В комплексе все символично, и дорога, по которой поднимаются приезжие, и роща из 16 дубов, высаженных в 1982 году партизанами бригад, участвовавших в прорыве, и композиция из трех винтовок "Последний партизанский привал", которая говорит о том, что многие бойцы нашли здесь "последний привал"… А береза, посаженная после реконструкции комплекса нашим губернатором, напоминает о каждом третьем белорусе, погибшем во время войны. Здесь вообще очень много символов", — завершила экскурсию директор музея.

В "Прорыве" символичны даже материалы, из которых изготовлен мемориал. По словам создателей, подвиг партизан достоин того, чтобы быть запечатленным навечно, и поэтому были выбраны бетон, бронза, силумин, мрамор и гранит.

В 2016 году провели реконструкцию "Прорыва". Появились макеты землянок: штабной и жилой, типография, лесная школа, а также участок для приготовления пищи. То есть в миниатюре был полностью воссоздан партизанский быт, причем делалось это по фотографиям.

Юный партизан, который станет художником

До сих пор в Ушачах есть живой свидетель легендарного прорыва. Это местный художник Демьян Крупеня, которому в этом году исполняется 90 лет.

Вспоминая те времена, ему часто кажется, что все происходило не с ним, и он просто пересказывает военную кинохронику.

"В 41-м году я окончил пятый класс и думал, что уже стал совсем взрослым парнем. Помню, как 22 июня мы возвращались с речки и увидели, что на улице собралось много народу. Плакали женщины. Подумали, что кто-то умер, но нам сказали, что началась война. Поначалу у нас, четырнадцатилетних парней, было боевое настроение. Но потом, когда немцы начали убивать евреев, когда танкеткой утрамбовывали землю на их массовых могилах, мы почувствовали, что это страшно", — вспоминает Демьян Крупеня.

Тогда Крупеня и двое его друзей начали писать на вырванных из тетрадей страницах печатными буквами листовки, где призывали людей не верить фашистам и утверждали, что скоро Красная армия разобьет врага. Листовки эти подбрасывали в учреждения или приклеивали смолой на деревья.

Односельчане, читая их, были уверены, что это работа красноармейских разведчиков. Парни же так тщательно соблюдали конспирацию, что даже родственникам боялись признаться в своем авторстве.

Потом они выкопали в лесу землянку и начали изготавливать листовки наподобие печатных: вырезали буквы из картона, наклеивали на картонные листы, потом смазывали их сажей с керосином и делали оттиски. Но такие листовки были очень лаконичными.

Потом стали появляться первые партизанские отряды. Отец Демьяна ушел в партизаны, а сам он с друзьями носил бойцам еду, вывозил их за линию фронта. Ребята тоже хотели в отряд, но до 44-го года их туда из-за возраста не брали.

Но в конце зимы Демьян все-таки попал в отряд. Во время прорыва ему и его другу чудом удалось выжить. Когда основные силы бросили в атаку, 20 человек, среди которых были и Демьян с другом, оставили прикрывать фланг. Немцы их отсекли и окружили. Затем фашисты стали прочесывать лес. Парней спас партизан, велевший им спрятаться в болоте, где друзья весь день и просидели под звуки перестрелки и канонаду взрывов.

Выбрались из болота уже под вечер, когда все стихло. Там, где их прикрывал старший товарищ, оказалась воронка от взрыва. Отправились искать своих.

…А спустя время Демьяна направили служить в разведку.

В конце войны Крупеню с пятью товарищами из отряда и несколькими женщинами отправили в Германию за скотом. Им предстояло пригнать через всю Европу стадо из трехсот коров. И они довели скот в целости и сохранности. Женщины по дороге доили коров, а ребята делали из молока масло и сметану, поскольку прихватили с собой сепаратор и маслобойку. Ели сами, сдавали в пункты приема для госпиталей, и за это им выдавали муку, хлеб, сахар, крупу. Тогда-то молодые люди и отъелись впервые после войны.

Ни дня без рисунка

После победы Демьяна Крупеню призвали служить в ВДВ в Кировоград. Там на художественный талант парня обратило внимание командование и назначило его заведующим ленинской комнаты.

"Я рисовал карандашом и акварелью еще до войны. Более того, мой отец тоже рисовал, он даже написал пером портреты наших. В военной части я написал свою первую настоящую картину. Мне разрешили ходить в изостудию и параллельно окончить школу при Доме офицеров, поэтому я "напрыгал" с парашютом меньше своих сослуживцев, всего 25 прыжков вместо 50, как у товарищей", — вспоминает Демьян Крупеня.

Когда молодой человек демобилизовался, ему дали адрес Заочного народного университета искусств в Москве, куда Крупеня и поступил на отделение рисунка и живописи. Потом он вернулся в Ушачский район, где проработал на разных должностях, от секретаря комсомольской организации до руководителя Дома культуры. Но постоянно, практически каждый день, Демьян Крупеня рисовал картины.

Его любимое направление в живописи — реализм, а любимый художник — Шишкин. Большинство же современных направлений Крупеня считает преходящими, данью моде.

"Я периодически смотрю программы с аукционов. Так вот, картины, выполненные в жанре реализма, покупают сразу, а на многие современные абстрактные полотна ведущему приходится скидывать цену. Сами посудите, кому интересно вешать у себя дома всяких червей, квадраты, треугольники? У меня правнуки лучше рисуют", — улыбается Крупеня.

Художник рисует до сих пор. Многие его картины приобрели музеи Москвы, Минска, Полоцка, Ушачей. Работы Крупени выставлялись за рубежом, он награжден грамотами Верховного совета БССР. Но при этом в Союзе художников Демьян Крупеня так и не состоит.

"В 70-х из Москвы прислали бумагу почему-то в Минск, а не в Витебск о том, чтобы меня приняли в Союз художников. Меня вызвали в столицу и предупредили: поскольку я живу далеко в деревне, у меня будут постоянные проблемы с уплатой взносов, а также с заказами. И предложили не вступать в Союз, пообещав снабжать красками по первому требованию. Я согласился. И действительно, краски мне давали всякий раз, когда я приезжал в Минск, вплоть до развала СССР", — говорит художник.

Демьян Крупеня считает, что это даже к лучшему, что он не состоял в Союзе художников, поскольку из-за постоянных заказов не смог бы заниматься творчеством для души. А сейчас у него более тысячи картин, большинство которых он подарил, поскольку художник — это призвание, а не профессия.

В нынешнем году к 90-летнему юбилею Демьяна Крупени Ушачский музей Народной славы организует персональную выставку художника. А к столетию вооруженных сил Беларуси ветерану вручили юбилейную медаль и подарили военный китель.

…С каждым годом становится меньше тех, кто пережил и помнит войну. А тех, кто, невзирая на возраст, продолжает творить, как Демьян Крупеня, — и вовсе единицы. Так пусть же их память станет и нашей памятью, а наша искренняя благодарность навсегда остается с ними!